Удобная навигационная система сайта, интернет – магазина повышает лояльность клиентов, улучшает поведенческий фактор клиентов. Навигационная цепочка — текстовый путь из последовательности ссылок на разделы или категории сайта. Потенциальному покупателю становится понятно, где именно на вашем сайте находится нужная информация, как к ней быстро перейти. Однако, оптимизация навигационных инструментов — способ не только для привлечения посетителей. Так же эти ссылки распознают поисковые роботы, включают их в сниппеты, демонстрируя автору поискового запроса, где именно на предложенном ресурсе расположен запрошенный материал.
Навигационные цепочки, их еще называют «хлебные крошки» с отсылкой на детскую сказку, позаимствованы из операционных систем и файловых менеджеров, где используются для указания пути к корневой папке. В интернет-магазинах, других веб-ресурсах этот элемент интерфейса детально прописывает путь до того места, где находится посетитель. Цепочка является дублирующим элементом основного меню.
Принцип работы «хлебных крошек»
Цепочка навигации находится на первом месте среди 10 принципов эргономичности ресурса, сформулированных Якобом Нильсеном. Качественно прописанный элемент интерфейса сайта покажет пользователю его местоположение в текущий момент, является неотъемлемой частью веб-ресурсов, где присутствует деление на категории: интернет-магазины, информационные или корпоративные порталы, сайты услуг. Дублирующее меню выполняет три функции:
- Показывает текущее место посетителя на сайте;
- Отражает структуру ресурса;
- Дает возможность перейти на верхний уровень без нажатия кнопки «Назад».
Кроме удобства для потенциальных клиентов, хлебные крошки положительно влияют на ранжирование в поисковиках:
- Отражает перелинковку веб-ресурса;
- Простая навигация улучшает поведенческий фактор посетителей;
- Google добавляет этот элемент в сниппет, что увеличивает количество переходов по результатам запроса. Поисковик Яндекса самостоятельно генерирует цепочку ссылок в сниппет, подтягивая названия из title. В приоритете — грамотно структурированные сайты.
Типы дублирующего меню
Способ создания хлебных крошек зависит от структуры веб-ресурса, его назначения.
- Линейный — встречается чаще других, демонстрирует путь посетителя с домашней страницы к тому разделу сайта, где сейчас находится пользователь. На ресурсах со сложной структурой, путь прописывается с названия категории.
- Кнопка «Назад» — используется для переходов на разделы и подкатегории заменяются ссылкой на предыдущую страницу в выбранной категории. Этого же результата можно добиться, нажав кнопку в браузере. Удобный вариант для порталов с функцией поиска.
- Использование обоих вариантов. Посетителю сайта доступен и линейный тип навигации, и возможность вернуться на прежний уровень.
- Динамический тип. Последовательность ссылок генерируется самим посетителем ресурса с учетом посещенных разделов. Чаще всего встречается в он-лайн магазинах, когда одна и та же товарная позиция относится к нескольким категориям. В этом случае пользователь без труда вернется на начальную страницу, откуда начал искать интересующий его товар.
- Функция выпадающего меню. Преимущество — клиент может перейти в другую категорию, выбрать из предложенных разделов, вернуться на главную страницу.
- Атрибутивный принцип. Пользователь задает уникальный путь, самостоятельно выбирая фильтры. Этот тип удобно использовать в интернет-магазинах: покупатель прописывает характеристики товара, формируется уникальная цепочка навигации, ведущая на желаемую страницу. Пользователь получает определенные преимущества: задаются фильтры выдается список нужных позиций; можно перейти в карточку для изучения характеристик товара можно вернуться на страницу с заданными параметрами.
Как не ошибиться при создании навигационных цепочек
Существует несколько способов для написания ряда ссылок на разделы
- Использовать готовые модули.
- При помощи плагинов. Существует ряд расширений, которые настраивают этот элемент интерфейса автоматически.
- Прописать навигацию самостоятельно, используя PHP, CSS.
- Если работаете над оптимизацией сайта и для этого решили улучшить навигацию, не вдавайтесь в крайности:
- Сайт должен быть удобен для посетителя, а этот элемент интерфейса — полезен клиенту. Если у вас одностраничник, в нем будет несложно разобраться и без дополнительной навигации.
- Этот дополнительный элемент навигации не отменяет главное меню веб-ресурса.
- Если решили вписать в навигационные ссылки ключи, постарайтесь вписать их гармонично. Если этого не сделать, поисковик расценит их как переспам, не выдаст при запросе пользователя.
- Выбрав линейный тип, пропишите ссылки до конца, иначе запутаете клиента.
- Проследите за тем, чтобы последний элемент прописывался в виде текста, а не ссылки.
- Одинаковое расположение элемента на всех страницах ресурса.
- На домашней странице «хлебных крошек» быть не должно.
- При написании используйте микроформат Microdata, PDF, это поможет при выдаче в Google.
- Проверяйте правильность разметки валидаторами.
- Поработайте над дизайном — цепочка ссылок должна органично вписаться в общую структуру, не выглядеть инородно.